Узбекистан как полноправный субъект мирового сообщества придерживается выстраивания взаимовыгодной и конструктивной внешней политики со всеми странами мира. В частности, сотрудничество со странами Европы является одним из приоритетных внешнеполитических направлений Узбекистана.

В рамках Стратегии действий за последние годы отношения между Узбекистаном и Европейским союзом были выведены на новый уровень. В целях расширения многосторонних связей с европейскими странами была налажена практика регулярного обмена делегациями высокого и высшего уровня, активизации экономической дипломатии. В частности, были нанесены официальные визиты Президента Узбекистана Ш.Мирзиёева в страны ЕС, а также других первых и высокопоставленных лиц европейских стран, в том числе Президента Европейского совета Дональда Туска в Узбекистан.

Более того, важно отметить двустороннее взаимодействие на уровне министерств и ведомств, которое также сыграло ключевую роль в укреплении связей Узбекистана и ЕС. Так, с активизацией в 2017 году политического диалога между Узбекистаном и странами Евросоюза, на регулярной основе проводятся двусторонние политические консультации, в рамках которых обсуждаются приоритетные направления сотрудничества. Кроме того, за прошедший пятилетний период были подписаны межмидовские программы по сотрудничеству между Узбекистаном и Францией, Узбекистаном и Австрией, Узбекистаном и Италией, а также другие межправительственные и межведомственные соглашения в различных направлениях.

Наряду с двусторонними, также развиваются отношения в форматах «ЕС – Центральная Азия», «ЕС – Узбекистан», «Франция – Центральная Азия», «Италия – Центральная Азия». Подобный формат сотрудничества свидетельствует о повышенном интересе стран Евросоюза к Центральной Азии.

Следует отметить, что один из таких форматов взаимодействия – «ЕС –Узбекистан» – находится в состоянии трансформации. В ноябре 2021 года в Брюсселе состоялось очередное заседание Совета сотрудничества «Республика Узбекистан – Европейский союз», в котором принял участие Министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов, заявивший о скором завершении проекта «Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве с ЕС» и его подписании в ходе предстоящего визита Президента Узбекистана в Брюссель.

Более того, тесное взаимодействие со странами Европейского союза положительно повлияло и на экономику страны. В частности, взаимный торговый оборот вырос с 2 млрд долларов США в 2016 году до 3,6 млрд долларов США в 2020 году, а в апреле 2021 года Узбекистан стал бенефициаром всеобщей системы преференций GSP+, что позволило полностью отменить тарифы на две трети товарных наименований, ввозимых в ЕС. Тем самым товарные позиции, которые узбекские экспортеры смогут беспошлинно экспортировать в страны ЕС, выросли до 6200.

Подобная положительная тенденция в торгово-экономических отношениях ведущих стран Европы и Узбекистана является результатом эффективного использования экономической дипломатии – инструмента, направленного на защиту национальных экономических интересов на мировой арене дипломатическими методами.

Дальнейшее развитие сотрудничества с Европейским союзом отражено также в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, которая включает в себя 100 целей по семи приоритетным направлениям развития нашей страны на ближайшие пять лет.

В новой Стратегии развития предусмотрено расширение экспорта товаров в Европу в рамках системы GSP+, поощрение форм партнерства, нацеленных на развитие культурно-гуманитарных, торгово-экономических и транспортных связей Узбекистана с европейскими странами и институтами ЕС, осуществление визитов на высшем уровне, доведение до сведения политико-дипломатических, торгово-экономических, культурно-гуманитарных, деловых и аналитических кругов Европы информации о проводимых в стране многосторонних реформах.

Для достижения целей Стратегии развития Нового Узбекистана разработана Государственная программа в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли». В частности, в Государственной программе 2022 года предусмотрено увеличение с 1000 до 1300 количества экспортоориентированных компаний, отвечающих стандартам ISO, Global GAP, Organic, внедрена система по покрытию расходов, связанных с получением сертификатов, необходимых в странах ЕС для электротехнической продукции.

В целях развития торгово-экономических, культурно-гуманитарных и транспортных связей с ЕС в рамках Государственной программы в Самарканде на уровне министров планируется организация международной конференции «Европейский союз – Центральная Азия», проведение регулярных встреч в форматах «ЕС – Центральная Азия», «Италия – Центральная Азия», «Франция – Центральная Азия», налаживание сотрудничества между аналитическими центрами европейских государств и Международным институтом Центральной Азии. Более того, прорабатывается вопрос по нанесению визитов на высшем уровне в страны Европейского союза. В свою очередь, планируется организация визитов глав европейских стран в Узбекистан.

В целом, отношения Узбекистана и Европейского союза можно считать образцом плодотворного сотрудничества, которое не ограничивается определенной сферой, а, наоборот, включает все направления взаимовыгодного партнерства. В настоящее время поле взаимодействия сторон, которое отражено и в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, интенсивно расширяется за счет грамотно выстроенной конструктивной внешней политики нашей страны.

Таким образом, справедливо утверждать, что в результате тесного сотрудничества страны Европейского союза становятся одними из ключевых партнеров Узбекистана.

Бунёд Тиллаходжаев,

главный специалист

Центра «Стратегия развития»