На днях согласно Указу главы государства Узбекское агентство по печати и информации преобразовано в Агентство информации и массовых коммуникаций и переведено в ведение Администрации Президента Республики Узбекистан. Среди его главных задач названы обеспечение реализации конституционных прав граждан на свободу слова и информации, усиление роли СМИ, содействие государственным и иным органам в обеспечении открытости деятельности и привитии госслужащим культуры публичного взаимодействия с прессой. Журналистов, как и всех представителей масс-медиа, такие перемены обрадовали. Есть надежда, что найдут разрешение многие проблемы, с которыми пресса сталкивалась долгие годы. И в их числе — взаимодействие с чиновниками, требующее кардинального улучшения.

«Позвоните завтра», «Напишите официальное письмо», «О чем вы, никакого письма мы не получали», «Нужный человек в отпуске», «У нас проверка», «Все решает начальство, а его нет на месте и неизвестно, когда будет» — чего только не услышишь за время общения с пресс-службами. Неделями, а то и месяцами некоторые из них кормят обещаниями. А на выходе часто присылают совсем не то, о чем договаривались изначально, а самую простую отписку. Читатели же потом удивляются, что на страницах газет появляются не яркие и аргументированные статьи, а сухие отчеты, которые приходится готовить из тех самых отписок по принципу «я его слепила из того, что было».

Как, неужели этим чиновникам выгодна ситуация, когда вместо официальных сведений население вынуждено узнавать о важных событиях через третьи руки — в соцсетях или от знакомых? А ведь такое случалось уже не раз, и какие только нелепые слухи не распускались неизвестно кем: о повышении пенсионного возраста, сносе домов, вспышках заболеваний.

— Вспомним, как пару лет назад в зарубежных СМИ написали, что в Узбекистане запретили Деда Мороза. Сообщение разлетелось, как горячие пирожки. И хотя Дед Мороз по-прежнему появлялся в центре праздника и на главной елке страны, и на других новогодних мероприятиях по всей республике, ни одна пресс-служба не вышла тогда к журналистам с инициативой опровергнуть явное искажение действительности. Есть примеры куда хуже, однако и этот безобиден только на первый взгляд, потому что такие слухи наносят урон имиджу всей страны, — рассказывает лауреат высокого звания «Заслуженный журналист Республики Узбекистан», проработавший в печати больше 30 лет, Батыр Темиров.

— Несколько лет назад стали публиковаться сведения о ремонтируемых участках город­ских дорог, — продолжает собеседник. — Случилось это после массовых жалоб жителей и СМИ, хотя должно быть в порядке вещей уже давно. Причем на момент первой публикации работы в ряде указанных мест уже завершились. Однако если специалисты информационных служб не реагируют по факту, то что говорить о работе на упреждение. Хотя почему не предотвратить непонимание и не сообщить заранее населению через СМИ о том, что даст то или иное изменение в законодательстве?

Материалы журналистов и письма читателей постоянно затрагивают проблемы, актуальные для простых людей, которым никто не удосужился своевременно объяснить причины переноса семейной поликлиники, изменения маршрутов транспорта, вырубки деревьев или новый порядок покупки авиабилетов. Это порождает бурные обсуждения на кухнях и онлайн, где каждый человек делится своими видением и опытом, зачастую противоречивыми. Что мешает пресс-службам соответствующих структур внести ясность, какие тайны они стерегут? Отчего не дают выйти на своих руководителей, охраняя их от «назойливого» внимания СМИ подобно слишком усердным сторожам? Почему, следуя примеру коммерческих компаний, не общаться с гражданами через соцсети и на других веб-ресурсах? Таких случаев пока не так много.

С некоторыми органами власти «ПВ» составляла планы совместных публикаций на актуальные темы, но откликнулись далеко не все. Некоторые представили перечень тем, о которых хотели бы рассказать. А потом часть из них отказалась давать какую-либо информацию по ими же утвержденным планам. Да и другие статьи выходили обычно с задержками, после неоднократных звонков и личных встреч с напоминаниями о просроченных обещаниях. Воистину, правая рука не ведает, что творит левая.

Хокимият прислал отписку

Чтобы получить комментарий по подобным темам, редакция обращается в государственные органы с официальными письмами. Часть из них по загадочной причине не доходит или теряется среди прочих дел, которые не позволяют руководителям отчитаться в своей работе публично. Но на большинство ответы все же поступают. Однако порой они идут вразрез не только с законом, но и со здравым смыслом и свидетельствуют об откровенном неуважении к прессе. Скажем, хокимият «принял информацию к сведению», а проблемная ситуация как была, так и осталась. Другое министерство на просьбу разъяснить конкретные слова из нормативно-правового акта прислало ту же самую цитату — и ничего больше. Если опубликовать такие вопросы с ответами, в каком свете выставят себя и издание, и учреждение?

Самые свежие примеры: в декабре 2018 года редакция направила письма на имя Председателя Совета Министров Каракалпакстана, хокимов всех областей и Ташкента. Предлагали подготовить материалы об итогах реализации Стратегии действий в Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий, выполнении поручений Президента, имеющихся проблемах и задачах на будущее. Планировался целый цикл, из которого читатели смогли бы оценить результаты реформ по всей стране. Однако откликнулись только руководители Каракалпакстана и Сурхандарьи. Неужели остальным хокимам нечего рассказать о проделанной работе?

Или другая «говорящая» ситуация. 6 февраля редакция получила ответ из Главного управления строительства столицы. Все бы хорошо, но мы направляли письмо с вопросами два месяца назад — 3 декабря, а нынешнее датировано 10 января (письмо шло один месяц?). Да и то — очередная отписка с сообщением, что ответы еще только будут подготовлены. Сколько еще ждать?

Мы опросили многих коллег как из государственных, так и частных СМИ, сотрудников газет, телевидения, радио и онлайн-изданий — как складываются их отношения с чиновниками и информационными службами. И все (!) поделились аналогичными историями — за годы работы у каждого их накопились десятки, а то и сотни. Желающих дать комментарий от своего имени не нашлось — все ссылаются на то, что им предстоит еще не раз контактировать с конкретными пресс-секретарями и официальными структурами. Однако случаев они рассказали немало.

— Очень распространенный вариант — игнорирование запросов прессы, — говорит сотрудница одной из центральных газет. — Один государственный комитет в течение положенного тогда по срокам месяца никак не отреагировал на редакционный запрос. Звоним специалисту, которому передали письмо: «У нас мало людей и слишком много своей работы, чтобы еще письмами заниматься». И неважно, что это — тоже официальная часть их работы, а «отвлекающие» звонками журналисты выполняют свои непосредственные обязанности. Впрочем, спустя пару недель мы-таки получили ответ. Там было написано: вопрос не по адресу. То есть сильно загруженные специалисты 1,5 месяца не могли прочитать десять строчек письма из газеты, хотя по закону должны были уже в первую неделю сообщить, что вопрос не входит в их компетенцию. А редакции пришлось готовить новое письмо в другое учреждение и опять запасаться терпением…

Взаимоотношения редакций, государственных и других организаций, от чьего имени и выступают пресс-службы, — отражение общей ситуации в медийном пространстве. Отечественный рынок СМИ прошел за послед­ние десятилетия большой путь, для развития сферы принят ряд указов и постановлений Президента и Кабинета Министров, законы «О средствах массовой информации», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О защите профессиональной деятельности журналиста» и другие. После длительной подготовки и апробации принят важнейший Закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», призванный с одной стороны расширить узкие места в осуществлении конституционного права граждан на информацию, а с другой — повысить ответственность официальных структур за качество принимаемых решений. Этот и другие акты закрепили право на беспрепятственный поиск, получение, распространение информации, а также обязанность органов государственной власти, управления, общественных объединений и ННО передавать СМИ сообщения о событиях, фактах, явлениях и процессах, представляющих интерес для социума. Однако ни один документ не в состоянии изменить в мгновение ока устоявшиеся подходы к работе со СМИ, которые свойственны многим чиновникам…

Линию на преобразования продолжила выдвинутая главой государства Стратегия действий. В первой же ее составляющей речь идет в том числе и об усилении роли средств массовой информации. В поздравлении Президента работникам печати и СМИ в 2018 году отмечено: «Средства массовой информации должны не на словах, а на деле стать «четвертой властью». Это — веление времени, требование наших реформ. В первую очередь в центре нашего внимания должны находиться такие актуальные вопросы, как повышение эффективности деятельности СМИ, их превращение в свободную трибуну для диалога с народом, формирование современного рынка информационных услуг, здоровой конкурентной среды. Сегодня ваше действенное слово, активная гражданская позиция жизненно необходимы для того, чтобы довести до населения всю значимость осуществляемой работы по модернизации и обновлению страны, мобилизовать наших соотечественников на достижение новых, еще более высоких рубежей, эффективную реализацию стоящих перед нами задач».

А как прессе быть площадкой для диалога и общественного контроля, если не путем предоставления слова разным сторонам, государству и населению. Тут важно правильно вы­строить взаимоотношения с органами власти, чтобы не было ни экономических механизмов контроля СМИ, ни административного давления, ни закрытости источников, ни самоцензуры. Ведь практика показывает, что в сфере не все гладко. «К сожалению, в средствах массовой информации пока еще не находят полного отражения имеющиеся в нашей жизни проблемы, усиление в нашем обществе духа критики и самокритики, в первую очередь острые и актуальные вопросы, с которыми граждане обращаются в Народные приемные на местах и Виртуальную приемную Президента. Хочу отметить, что настоящими журналистами я считаю тех представителей этой профессии, которые смело поднимают вопросы устранения различных преград на пути нашего развития, прежде всего таких негативных проявлений, как бюрократизм, равнодушие, вымогательство, коррупция, для кого долгом и смыслом жизни является формирование общественного мнения, непримиримого к подобным порокам», — подчерк­нул глава государства в праздничном по­з­­д­равлении работникам СМИ в 2017 году.

Готовы ли к общению со СМИ чиновники всех уровней?

Тема эта не нова. Например, вот что говорилось на сессии Кенгаша народных депутатов Ферганской области еще в 1997 году: «Ни для кого не секрет, что корреспонденты встречаются с очень большими трудностями в получении информации, к этому важному вопросу с безразличием относятся чиновники, обязанностью которых является давать информацию. Почему хокимы областей и районов, министры и другие ответственные лица избегают прессы? Они чего-то боятся? Не могут отвечать на конк­ретные вопросы? Почему они теряются перед представителями прессы? Или же у них не хватает сил, квалификации, смелости, чтобы говорить открыто, давать содержательные ответы, то есть, чтобы выполнять свои непосредственные обязанности?.. Наша открытость будет ответным ударом против разных наветов, распространяемых нашими недругами, клеветы и вымыслов. И не останется дел тем, кто, как говорится, «ищет соринку в чужом глазу».

Главным мостом для контактов государственных органов со СМИ служат как раз пресс-службы. Еще в 2006 году вышло постановление Кабинета Министров «О мерах по развитию связей с общественностью органов государственного и хозяйственного управления», где указано: «работа органов государственного и хозяйственного управления еще не в полной мере отвечает современным требованиям и стандартам информационного обмена, отсутствует должная активность, не проявляется достаточная инициатива». Чтобы исправить ситуацию, правительство поручило создать в составе министерств и ведомств информационные службы, которые должны участвовать в реализации информационной политики учреждения, освещать в СМИ актуальные аспекты его деятельности, анализировать медийное и общественное мнение о нем. Их следовало обеспечить высококвалифицированными профильными кадрами, современной материально-технической базой и организовать должную связь с другими подразделениями.

То постановление правительства утратило силу в связи с принятием другого — «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности информационных служб органов государственного и хозяйственного управления Республики Узбекистан» от 15 февраля 2018 года. В документе подчеркивается: «в сфере государственного и хозяйственного управления необходимо внедрить систему принятия эффективных решений, основанную на открытости и прозрачности, обеспечить доступ к информации, отчетность, открытость и ответственность должностных лиц перед обществом, что также является важным условием эффективного функционирования государственного и хозяйственного управленческого аппарата, утверждения справедливости в обществе. При этом широкое информирование общества о деятельности органов государственного и хозяйственного управления, обеспечение их подотчетности перед населением является необходимым условием реализации на деле конс­титуционной нормы о том, что «Народ является единственным источником государственной власти», а также благородной идеи «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

Сделано немало, что подтверждают опрошенные нами журналисты. В Бухарской и Самарканд­ской областях проведен правовой эксперимент по апробации проекта Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления». Кабинет Министров и ПРООН запустили проект создания пилотных информационных служб в Джизакской и Наманганской областях. Общественный фонд поддержки и развития независимых печатных СМИ и информационных агентств Узбекистана, Независимый институт по мониторингу формирования гражданского общества при поддержке отечественных и международных партнеров реализуют проекты по улучшению взаимодействия информационных служб официальных структур со СМИ, организуют семинары-тренинги, «круглые столы» и конференции. Целевая аудитория — журналисты и работники пресс-служб, которые за последние годы открыты в большинстве министерств и ведомств.

Обуза для министра

— Но везде ли в них трудятся специалисты нужной квалификации, понимающие значение своей работы для авторитета учреждения, а порой и целых сфер? Человеческий фактор играет здесь огромную роль. Прискорбно, но отдельные руководители министерств воспринимают пресс-службу как обузу, а потому обязанности ее главы возложены на сотрудников других отделов, причем на общественных началах. Может это из-за того, что у них нет соответствующего статуса в организации? Как справляться с нагрузкой за двоих? — задается вопросом собеседник-заслуженный журналист Узбекистана. — Бессменный глава пресс-службы одного из важнейших министерств почти никогда не приглашал на мероприятия своего ведомства. Видя там нашего корреспондента, он не раз искренне удивлялся: «Как вы узнали об этом, я же ничего не сообщал!» В этом министерстве за последние годы сменилось уже пять руководителей, но названную службу возглавляет все тот же человек… А где-то пресс-секретари меняются как перчатки — для многих это как бы трамплин на пути к более «теплым» местам, а потому и не утруждают себя делом. Вот и результатов не видно. Некоторые не имеют должной подготовки. Другие вопреки служебным обязанностям не знают, какими вопросами занимаются сотрудники подразделений и кто из них сможет лучше дать комментарий прессе. Третьи не могут подготовить пресс-релиз, но стремятся поучать журналистов не только как писать, но и как одеваться!

Все это — многочисленные реальные примеры из личной практики и рассказов коллег из разных СМИ. В связи с этим у журналистов нередко возникает вопрос: понимают ли руководители органов власти, как выстраивать работу со СМИ, если назначают таких сотрудников и держат их на посту? Почему за открытость отвечают люди не только некомпетентные, но и вовсе незаинтересованные в выполнении служебных обязанностей? Или конкретных министров, хокимов и других управленцев устраивает такая ситуация?

В прошлогоднем постановлении Кабинета Министров госорганам также предписано регулярно (не реже раза в месяц) проводить пресс-конференции, брифинги с представителями отечественных и зарубежных СМИ. Но много ли мы знаем ведомств, которые бы строго выполняли этот пункт? С другой стороны, так часто не всем есть что рассказать, но ведь некоторые и вовсе стали устраивать лишь одну пресс-конференцию за год. Однако собственной инициативы, как и желания общаться с журналистами, у многих ведомств по-прежнему нет. А обратишься туда напрямую — снова закормят «завтраками». Журналисты, с которыми беседовали в ходе подготовки статьи, рассказали о структурах и людях, переносящих интервью не днями или неделями, а годами! Почти нет сведений о работе ряда ведомств и на их веб-сайтах, хотя те должны обновляться минимум раз в неделю. А сколько еще проблем в работе пресс-служб…

Удивительно ли, что в Указе Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию информационной сферы и массовых коммуникаций» от 2 февраля прямо написано: «На недостаточном уровне налажено взаимодействие пресс-служб государственных органов, органов хозяйственного управления, государственных предприятий и организаций с общественностью и средствами массовой информации». И далее: «Возложить на руководителей государственных органов и иных организаций персональную ответственность за качественное функционирование подведомственных пресс-служб (подразделений по работе с общественностью), эффективное выполнение поставленных перед ними задач, а также их укомплектование квалифицированными специалистами».

— Важность средств массовой информации, их роль и вклад в развитие гражданского общества невозможно переоценить. Президент уделяет огромное внимание развитию свободы слова в стране, и для меня большая честь и огромная ответственность внести свой посильный вклад в это дело. Находясь на посту главы агентства, я намерен сделать все, чтобы ведомство ассоциировалось как гарант свободы деятельности журналистов, как орган, оказывающий содействие развитию свободы слова и печати, — сказал руководитель Агентства информации и массовых коммуникаций Узбекистана Комил Алламжонов после назначения на должность. — Агентство должно претворить в жизнь слова Президента Шавката Мирзиёева: «Мы приветствуем атмо­сферу гласности, объективного анализа и критики в публикациях, телерадиопередачах, рост количества материалов, поступающих от наших журналистов из-за рубежа…

Мы далеки от того, чтобы возводить напраслину на все пресс-службы. Есть по-настоящему профессиональные специалисты, которые активно взаимодействуют со СМИ. Например, у редакции «ПВ» сложились плодотворные отношения с информационными службами министерств народного и дошкольного образования, финансов, юстиции, инвестиций и внешней торговли, Совета Федерации профсоюзов, Центрального банка, Верховного суда и ряда других. Они регулярно сообщают о своих мероприятиях и новостях, готовят подробные пресс-релизы и вовремя отвечают на запросы. Благодаря этим пресс-службам на наших страницах постоянно фигурируют оперативные и актуальные материалы о развитии названных сфер, в том числе выступления руководителей учреждений, заинтересованных в формировании публичной осведомленности об этих важнейших областях жизни.

Тогда как о некоторых направлениях сведения приходится собирать буквально по крупицам, выпрашивая у ответственных лиц. Все это не просто приводит к срыву публикаций о реализации государственной политики, важнейших ежегодных целевых программ и иных документов. Это говорит о том, что решения руководства страны в каждом ведомстве трактуют и выполняют по-своему, не всегда правильно. Хотя в Законе «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» сказано предельно четко: «Основными принципами открытости деятельности органов государственной власти и управления являются: общедоступность, свое­временность и достоверность предоставляемой ими информации; гласность и прозрачность их деятельности». Если же общество в ответ на свои вопросы получает молчание, то это упущение конкретных структур, которые по какой-то причине не считают себя подотчетными собственному народу, на чьи деньги они содержатся. Получается стук в закрытые наглухо двери. Но нельзя недооценивать свободу информации в век информации. Пустоту быстро заполняют кривотолки, а репутация учреждения в глазах граждан падает с полным на то основанием. Вернуть же авторитет куда сложнее, чем потерять.

Рамиль Исламов.

Опубликовано в газете «Правда Востока» № 27 (28990) от 8 февраля 2019 года.