Чем совершеннее, точнее и лаконичнее законы и принимаемые на их основе подзаконные акты, тем выше эффективность их претворения в жизнь. Эффективная организация нормотворчества служит именно этой цели.

Указ Президента нашей страны Шавката Мирзиёева «Об утверждении Концепции совершенствования нормотворческой деятельности» от 8 августа этого года создал основу для начала нового этапа работы в этой сфере.

Корреспондент УзА побеседовала с начальником Главного управления законодательства Министерства юстиции Республики Узбекистан Худаёром МЕЛИЕВЫМ.

 Скажите, какие проблемы существуют в сфере нормотворчества?

– В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах предусматривается коренное повышение качества законотворческой деятельности, направленное на усиление влияния принимаемых законов на происходящие в обществе реформы. Это имеет важное значение в успешной реализации реформ.

Наличие некоторых проблем в этой сфере привели к разрозненному регулированию общественных отношений, отдельным негативным явлениям в системе. Особенно в правоприменительной практике возникли правовые коллизии, разночтения и сложности.

Преобладание законов рамочного характера, а также принятие отдельных решений без конкретного механизма их реализации оказывают отрицательное воздействие на развитие государства и общества, приводят к регулированию общественных отношений преимущественно подзаконными актами.

Указ главы нашего государства, касающийся этой сферы, устраняет подобные недостатки.

– На что акцентируется внимание в Концепции совершенствования нормотворческой деятельности, утвержденной указом?

– В соответствии с указом утверждены Концепция совершенствования нормотворческой деятельности и План практических мер по ее реализации.

Для совершенствования нормотворческой деятельности отныне будут обеспечены систематизация законодательной базы, стабильность правового регулирования общественных отношений. Повысится качество процессов разработки и принятия нормативно-правовых актов, а также будет усовершенствован мониторинг их исполнения.

В нормотворческий процесс будут внедрены современные информационно-коммуникационные технологии. Визирование проектов правовых актов сможет осуществляться в электронном виде. Будет налажено межведомственное электронное сотрудничество по их рассмотрению и согласованию, а также мониторингу их разработки.

Министерством юстиции совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан будет разработана Единая электронная система разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов. Эту систему предстоит разработать и запустить в пилотном режиме до 1 января 2019 года.

В нормотворческой деятельности будут использованы элементы модели «умное регулирование».

— Что подразумевается под практикой прямого действия законодательных актов?

– Отныне разработка и принятие законов допускаются исключительно при отсутствии полномочий государственных органов решать поднимаемые вопросы или проблемы через предусмотренные законодательством действующие нормы и административные процедуры.

Подобные законодательные акты будут исполняться с момента их вступления в силу без возложения обязательств по принятию дополнительных внутриведомственных актов по организации их исполнения. То есть прежде после принятия законов соответствующими ведомствами часто разрабатывались внутренние нормы для их исполнения. Отныне в самом документе в обязательном порядке будут предусматриваться нормы, определяющие конкретные поручения с механизмами, сроками их реализации и ответственных исполнителей. Значит, не будет места лишней бумажной работе.

Субъекты права законодательной инициативы при внесении законопроекта в Законодательную палату Олий Мажлиса будут прилагать к нему план мероприятий по его реализации, содержащий вопросы по совершенствованию законодательных и подзаконных актов, осуществлению организационно-технических мер, а также распространению законопроекта и широкой пропаганде его сути и значения. При этом план мероприятий утверждается одновременно с одобрением закона Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан с обеспечением контроля за его исполнением палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

– Какие новшества предусматриваются для государственных органов?

— Отменена подписка государственных органов и организаций на «Собрание законодательства Республики Узбекистан», «Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «Собрание постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан» и «Собрание международных договоров Республики Узбекистан».

Эти законодательные акты будут размещены в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан (www.lex.uz). Все будут пользоваться данной базой. При этом исключением являются экземпляры, изготавливаемые для хранения в архивах, информационно-ресурсных центрах, а также по запросу физических и юридических лиц.

Одним словом, отныне путем эффективной организации работы по вовлечению граждан, институтов гражданского общества, средств массовой информации, субъектов предпринимательства и представителей науки в нормотворческий процесс будет усилено воздействие общественных обсуждений на этот процесс, обеспечена научная обоснованность реформ путем формирования оптимальной модели сотрудничества науки и практики.

 

Беседовала Норгуль Абдураимова, УзА.