Беседа с заместителем Госсекретаря США Томасом Шэнноном

радио «Голос Америки» (США), 17 апреля 2018 года

Заместитель Госсекретаря США по политическим вопросам Томас Шэннон в специальной беседе с корреспондентом радио «Голос Америки» Навбахор Имамовой объяснил не только отношение к Узбекистану и Центральной Азии, но и говорил об Афганистане, Пакистане и темах, имеющих глобальное значение.

По мнению Шэннона глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев является лидером, способным на преобразования и обладающим сильной волей.

 Процесс реформ чрезвычайно сложный, но нельзя отступать, — сказал он, — нужно продолжать поступательное движение вперед, шаг за шагом. Вашингтон твердо намерен оказать тесное содействие в этом деле.

Н. Имамова: Вы очарованы регионом Центральной Азии?

Т. Шэннон: Чрезвычайно.

Н. Имамова: В своей последней поездке вы возглавили делегацию США на состоявшейся в Ташкенте международной конференции высокого уровня по Афганистану. Из всех форумов по Афганистану чем выделяется Ташкентская конференция?

Т. Шэннон: Мероприятие связано с действиями, называемыми Кабульским процессом. Президент Афганистана Ашраф Гани призвал «Талибан» к мирным переговорам, и именно на этой платформе ведется обсуждение вопросов установления согласия между братьями-афганцами.

И эта тема стала важным аспектом данного форума. Диалог в Кабуле переместился в Ташкент и приобрел международный статус.

Увеличилось количество участников, усилился призыв к «Талибану».

Во весь голос было заявлено, что единственный путь — это переговоры. Мировое сообщество поддерживает предложение Кабула, а афганцы желают примириться друг с другом.

Н. Имамова: Однако едино ли само международное сообщество в вопросе по Афганистану? Многие участники придерживаются противоположных взглядов.

Т. Шэннон: Верно, очень уместный вопрос. Многие государства, соседи Афганистана, имеют различные интересы в Афганистане. Но все хотят мира.

Важно идти на компромиссы. В этой стране следует сделать шаги, ведущие к стабильности, чтобы не ущемлять ничьи интересы.

По моему мнению, основное достижение этой конференции в том, что Узбекистан превратил обсуждение этой актуальной проблемы в открытую и широкую площадку.

Исходя из интересов всех государств, собрал всех воедино за одним столом переговоров. Конференция показала, что достижение согласия между талибами и  правительством необходимо не только для этой страны, но и укрепления всего мира и благополучия в нем. Особый акцент был сделан на вопросах безопасности.

Н. Имамова: Как вы думаете, могут ли быть единодушными в этом вопросе Пакистан, Россия, Китай, Индия, Афганистан и пять Центральноазиатских государств? Это только на словах просто…

Т. Шэннон: Конечно.

Н. Имамова: Между ними множество разногласий…

Т. Шэннон: Это дипломатическое испытание. Задача заключается в решении этой проблемы. Это важно как для Узбекистана, так и для других государств Центральной Азии.

Конференцию, организованную по инициативе Узбекистана, единогласно поддержала вся Центральная Азия. Было признано, насколько важен мир в Афганистане. Значит, есть надежда на решение этого вопроса.

Мы будем стремиться к тому, чтобы все правительства выполняли свои обещания. С тех, кто не выполнит, будем спрашивать. Пока не было единых подходов в вопросе о том, как должна была проходить война в Афганистане.

Сегодня мы обсуждаем не войну, а мир, возможные пути достижения консенсуса. Что должны сделать афганцы, что может сделать международное сообщество?

Н. Имамова: Что же дальше? На форуме все выступили с меморандумом. Каковы будут следующие конкретные шаги?

Т. Шэннон: Стороны консультируются друг с другом. Мы ведем диалог с партнерами, в том числе, с государствами Центральной Азии и Узбекистаном.

На Ташкентской конференции мы все поговорили между собой и каждый работает над следующими шагами.

Н. Имамова: В Пакистане в последнее время сложная ситуация. Насколько мне известно, американские дипломаты не могут выйти дальше 40 километров от поста. Администрация Трампа выступает против, не так ли?

Т. Шэннон: Поездки наших дипломатов ограничены. Без разрешения правительства Пакистана они не могут зайти дальше. В дипломатии по-другому быть не может.

Однако подчеркиваю, мы ведем переговоры с Пакистаном, постоянно сотрудничаем в вопросах Афганистана и надеемся на совместную работу.

Н. Имамова: США тоже предъявляют ограничения к дипломатам Пакистана в Вашингтоне?

Т. Шэннон: Обычно наши шаги соразмерны шагам противоположной стороны.

Н. Имамова: Значит, следует ожидать ограничений. Но вернемся к Узбекистану, Вы несколько раз встречались с Президентом Шавкатом Мирзиёевым, говорили с ним. По вашему мнению, какой он глава государства?

Т. Шэннон: Он лидер, сумевший совершить большие дела за короткий срок. Он открыл Узбекистан соседям, и регион положительно отреагировал. Конференция по Афганистану является еще одним ярким доказательством его активности. Он вышел с инициативой о решении такого важного вопроса в международном масштабе и его действия поддержали.

Мы ведем с Мирзиёевым широкий стратегический диалог. Готовим почву для расширения сотрудничества. На мой взгляд, Шавкат Мирзиёев — партнер с отличными качествами.

Н. Имамова: Вам известно, что Узбекистан в процессе реформ нуждается в поддержке. Вы говорили по этому поводу с правительством Узбекистана, проводили масштабные встречи. Вы дипломат с богатым опытом. Знаете, как поддерживают США в различных государствах мира процесс реформ. Когда Америка берется за содействие реформам, что ей удается, а что нет?

Т. Шэннон: Замечательный вопрос. Наша помощь в проведении реформ зависит от воли государства-партнера. Наши старания приносили результат, когда сторона действительно хотела осуществить реальные преобразования. В вопросах терпеливости и последовательности, действий в одном темпе порой бывает недопонимание.

Хочу отметить, что необходимо определить процесс в начале реформ. Должны приниматься политические решения по обеспечению непрерывности процесса. Только тогда можно добиться успеха. Двигаясь шаг за шагом, каждый шаг должен быть целесообразным. Это медленный процесс, поэтому необходимо время.

Мы понимаем, что непросто реализовать реформы в Центральной Азии. Это регион с богатым прошлым, но политические системы не имеют достаточного опыта. Наследие советского прошлого, трудный период становления независимости, обретение своего места на международной арене, обеспечение безопасности ― это сложные испытания.

Для оказания эффективной помощи от нас требуется понимание всего этого. Многое зависит от стоящих во главе реформ правительства и главы государства.

Н. Имамова: Значит, Шавкат Мирзиёев для вас партнер с сильной волей, с которым можно плодотворно работать?

Т. Шэннон: Мы с ним хорошо работаем.

Как и народ Узбекистана, мы тоже анализируем не спеша. Учимся друг у друга. Основываясь на личных встречах и общении, я уверен, что правительство Узбекистана желает тесно работать и наладить широкое сотрудничество с нами.

Правительство Узбекистана и США договорились задействовать все имеющиеся возможности. По мере укрепления наших связей, мы желаем, чтобы каждый наш шаг был поддержкой в процессе реформ. Мы хотим, чтобы Узбекистан шире развивал сотрудничество с европейскими государствами и странами Азии.

Н. Имамова: Какое место отведено Узбекистану во внешнеполитических приоритетах США?

Т. Шэннон: Это очень важный для нас регион. Независимый регион, не желающий оставаться между играми различных сил, территория, стремящаяся самостоятельно «встать на ноги».

Н. Имамова: Вашингтон подчеркивает, что он не занимается играми.

Т. Шэннон: Это так. Наша цель — тесно сотрудничать с пятью государствами Центральной Азии и стать своеобразным партнером, отличающимся от стран, окружающих регион. Мы хотим быть отдаленной надежной опорой.

Все государства имеют свою историю и каждое должно учитывать интересы соседей, сотрудничать, жить в мире и согласии. Желают присоединиться к международным структурам. Мы тоже хотим стать партнером с общими целями.

Н. Имамова: Во время встреч с главами стран Центральной Азии вы слышали о каком-либо плане на предстоящие 10-15 лет или долгосрочной цели?

Обычно США так планируют будущее. Стратегия определяется исходя из этого.

Т. Шэннон: В настоящее время проводится работа, касающаяся этих целей. Говорить о долгосрочных планах и будущем можно только при наличии сплоченности.

Главы государств говорят между собой об этом. Они понимают задачи друг друга на ближайшее будущее и имеющиеся опасения. Предпринимают реальные действия для усиления сотрудничества по Афганистану и другим сферам, в частности, в вопросах безопасности границ, водного обеспечения, торговли, услуг.

Открытость Узбекистана стала основным толчком в этом процессе. Правительства начали стратегически по-новому мыслить.

Н. Имамова: Каким вы видите регион через 10-15 лет?

Т. Шэннон: Все зависит от решения вопросов по Афганистану, от партнерства между государствами Центральной Азии и окружающими его странами, от наших связей с ними.

Н. Имамова: С Россией и Китаем, например.

Т. Шэннон: Россия, Китай, Индия, Пакистан, Иран, Турция…

Основываясь на своем опыте, беседах с главами государств региона, министрами иностранных дел, хочу сказать, что Центральная Азия не желает становиться игрушкой между могущественными государствами.

Она желает стать торговым, политическим и культурным мостом, высокоразвитой территорией над Индийским океаном, где сотрудничество и конкуренция шагают рядом, проложены нефте- и газопроводы, стать площадкой прогресса и преобразований XXI века, повысить свою значимость как стратегический регион, обеспечивать свое благосостояние и оказывать помощь другим.

Центральная Азия может возвыситься как объединение стабильных и самодостаточных государств. Государств, уверенных в своих силах и установивших прочные связи с Европой, Северной Америкой, странами Азии и другими. Стать территорией мира и согласия, инвестиций и коммерции.

Н. Имамова: Мы слышим подобное от глав государств региона.

Т. Шэннон: Это так.

Н. Имамова: Основываясь на своих знаниях о Центральной Азии, в чем видите основные проблемы?

Т. Шэннон: Прежде всего — проблемы, связанные с безопасностью, имеются реальные угрозы. Правительства тревожат кровавый терроризм, новые группировки в Афганистане, в частности Хорасанское подразделение «Исламского государства». Переживают, что пока не будет достигнут мир в Афганистане, весь регион остается под угрозой.

Мы продолжаем наносить удары по терроризму, но пока не будет устранен конфликт в Афганистане, эта страна будет оставаться источником угроз. Страны региона серьезно озабочены этим.

Еще одна задача ― действовать демократическими методами. Не упустить достигнутые успехи в обеспечении прав человека, трудовых прав и гласности, а также стремлении к политической свободе.

США сторонники демократических преобразований и поддерживают их. Мы продолжим пропаганду демократии и права и открыто говорим об этом партнерам.

Н. Имамова: Сокращается объем выделяемых средств для помощи. Особенно для региона… Чего можно ожидать в качестве реальной помощи?

Т. Шэннон: Для помощи по вопросам безопасности средства имеются. Однако в целом — правильно, нужно больше финансов.

В Вашингтоне идут горячие споры по внешней помощи. Конгресс с новым вниманием относится к этому вопросу. В каких именно областях нужно увеличить оказание помощи? Ведутся дебаты о бюджетах.

Сколько еще нужно расходов для признания значения Центральной Азии и во имя наших интересов в регионе? Что еще нужно сделать, чтобы не упустить свою роль? Что мы хотим сделать в ближайшем и далеком будущем? Мы должны прийти к единому мнению по этим вопросам.

Н. Имамова: Вы назвали Афганистан источником угрозы. С опаской относятся и к Пакистану. Вы, наверное, знаете, что в недавнем прошлом там было много узбекских боевиков. Мы все еще слышим об их деятельности в Пакистане. Как Центральная Азия может работать с этим государством в борьбе против экстремизма и терроризма? Как вы можете помочь в этом деле?

Т. Шэннон: Стороны сами должны договориться, кому что важно. Надо акцентировать внимание на том, что нужно сделать для примирения в Афганистане, а не на том, что необходимо для продолжения войны.

В этом процессе Пакистан играет и должен играть очень важную роль. Если там будет искреннее желание, то, вне всякого сомнения, откроются новые возможности и для него, и для Центральной Азии.

Н. Имамова: Между государствами Центральной Азии и Пакистаном развивается сотрудничество в разных направлениях, установлены двусторонние связи.

Однако когда речь идет о борьбе с терроризмом и экстремизмом, регион желает опереться на сильных партнеров. Официальные лица в регионе говорят об этом. Они ждут более активных действий от США, хотят, чтобы давление на Пакистан сохранялось.

Т. Шэннон: Мы понимаем это, но не все зависит от нас. Для Пакистана очень важным государством является Китай.

Н. Имамова: А Россия?

Т. Шэннон: Для Пакистана главнее-Китай. Роль России в регионе спорная, но мы готовы к масштабным переговорам с Россией.

Н. Имамова: Насколько вас волнует активизация России в Афганистане?

Т. Шэннон: Все зависит от того, что делается. Если цель заключается в мире и Россия на стороне установления согласия между афганцами, то мы приветствуем это.

Н. Имамова: Большое спасибо за беседу.

Т. Шэннон: И вам спасибо.