Под председательством Президента Шавката Мирзиёева 6 декабря состоялось совещание, посвященное вопросам совершенствования деятельности международного интермодального центра логистики “Навои”.

В нашей стране уделяется особое внимание вопросам дальнейшего развития транспортной инфраструктуры и увеличению объемов транзитных грузоперевозок. Транспортно-транзитный потенциал страны играет важную роль в активизации процессов международной интеграции, в частности, расширении торгово-экономического сотрудничества в регионе.

С этой целью в 2008 году на базе аэропорта города Навои организован международный интермодальный центр логистики, который должен был бы способствовать дальнейшему повышению потенциала Узбекистана в этой сфере и продвижению на внешние рынки отечественной продукции, в том числе произведенной в свободной экономической зоне «Навои».

Центру логистики были предоставлены все виды налоговых льгот и таможенных преференций. Возведена сопутствующая инфраструктура, управление центром было передано компании “Korean Air”.

Однако, анализ деятельности центра показал, что, несмотря на предоставленные льготы, не используются на полную мощность возможности терминала. Задействовано менее 20 процентов мощности центра, пропускная способность которого составляет 100 тысяч тонн грузов в год. Об имеющихся недостатках свидетельствует тот факт, что за минувшие 8 лет через аэропорт «Навои» перевезено всего 300 тысяч тонн грузов.

Прогнозируется, что по итогам 2017 года общий грузооборот на терминале снизится на 11 процентов по сравнению с 2016 годом или до 33 тысяч тонн.

Причиной этой ситуации стали беспечность, безответственность некоторых должностных лиц, непосредственно ответственных за сферу, их неспособность развивать центр на основе глубоко продуманной стратегии, сказал глава нашего государства. На протяжении многих лет они не продвинулись дальше высокопарных слов об уникальности, привлекательности аэропорта и центра логистики «Навои».

По статистике из центра ежедневно совершаются в среднем два рейса. Это показывает, насколько далек реальный уровень использования центра логистики и аэропорта от хвалебных оценок.

О безответственном отношении к организации работы свидетельствует и то, что до настоящего времени не осуществлена государственная приемка в эксплуатацию объектов центра логистики «Навои». Не завершено здесь и строительство мощностей для хранения горюче-смазочных материалов, подчеркнул Президент нашей страны.

Международная транспортно-транзитная сфера, особенно оказание услуг по грузоперевозкам воздушным транспортом, являются одними из самых прибыльных. К примеру, международный аэропорт Дубаи пропускает в год до 3 миллионов тонн грузов и получает около 26 миллиардов долларов дохода. С этим связаны и планы Казахстана по организации в Астане центра логистики пропускной способностью 1,5 миллиона тонн грузов в год. Центр логистики “Навои” значительно не дотягивает до таких хабов. Конкурировать в таких условиях трудно.

Широкое и постоянное привлечение международных грузоперевозчиков зависит от того, насколько слаженно организована работа. А в деятельности центра логистики «Навои», наоборот, имеется ряд системных проблем. В частности, один из главных факторов, препятствующих развитию грузоперевозок воздушным транспортом, – высокие тарифы.

Глава нашего государства отметил необходимость пересмотра тарифной политики в сфере авиаперевозок.

В повышении привлекательности центра логистики важную роль должна была сыграть свободная экономическая зона «Навои», но это также не дало ожидаемых результатов. В ней не налажено производство ни экспортоориентированных товаров с высокой добавленной стоимостью, ни продукции, востребованной на внутреннем рынке.

Зарубежные грузоперевозчики не проявляют интереса к возможностям центра логистики «Навои». Основной причиной являются перебои в поставках авиакеросина. Несмотря на имеющуюся недельную потребность в 950 тонн, нефтеперерабатывающими заводами выделяется всего 600 тонн этого топлива.

Вследствие отсутствия координации работы со стороны транспортных компаний остались неразвитыми и мультимодальные перевозки. Сроки поставки грузов затягиваются из-за долгих таможенных процедур и простоя транспортных средств на границе.

Местные импортеры также не заинтересованы в приеме своих грузов через хаб «Навои», потому что инфраструктура не отвечает требованиям. Большая часть импортных грузов ввозится через аэропорт «Ташкент».

С учетом этого Президент нашей страны Шавкат Мирзиёев дал ответственным лицам нефтегазовой отрасли поручения по своевременному и полному обеспечению потребностей национальной авиакомпании и зарубежных грузоперевозчиков в авиационном керосине, увеличению недельных поставок топлива, учитывая при этом цены на мировом рынке.

Национальной авиакомпании “Узбекистон хаво йуллари” поручено пересмотреть действующие тарифы совместно с соответствующими организациями, образовать рабочую группу по их оптимальному снижению и изучению опыта центров логистики. Национальная авиакомпания активизирует работу по привлечению в аэропорт города Навои ведущих компаний мира по перевозке грузов, разработает «дорожную карту», предусматривающую налаживание сотрудничества с ведущими зарубежными компаниями в сфере почтовых перевозок, организацию в хабе «Навои» регионального узла почтовой связи и обеспечит другие меры.

Руководителям соответствующих министерств и ведомств даны поручения по организации системы электронного обмена информацией между таможенными органами и организациями по перевозке грузов самолетами, кардинальному совершенствованию деятельности центра логистики «Навои» и другим вопросам.

 

УзА