Сума Чакрабарти: «Стратегия ЕБРР в Узбекистане будет направлена на укрепление открытой, интегрированной и экспортоориентированной экономики»

Сума Чакрабарти: "Стратегия ЕБРР в Узбекистане будет направлена на укрепление открытой, интегрированной и экспортоориентированной экономики"

На сегодняшний день взаимовыгодное сотрудничество между Узбекистаном и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) получает новый импульс. В частности, в рамках достигнутых соглашений осуществляется последовательная работа по привлечению средств для финансирования различных отраслей отечественной экономики.


Корреспондент УзА побеседовал с президентом ЕБРР Сумой Чакрабарти о проектах, реализуемых банком в нашей стране, условиях сотрудничества и перспективных направлениях партнерства.
7078b1cad97dd41eccbb657714fc649f.jpeg
 
– Как ЕБРР оценивает политику либерализации экономики, осуществляемые в Узбекистане реформы и преобразования, которые служат приумножению международного авторитета страны?
– Ваши первые достижения в поддержке бизнеса впечатляют. Валютная либерализация стала значительным шагом. В Узбекистане также сокращено количество проверок бизнеса, создан институт бизнес-омбудсмана, улучшен диалог между властью и обществом. Значительно активизировались связи с другими странами Центральной Азии. Благодаря продвигаемым Узбекистаном инициативам открылись новые пункты пересечения границы с Казахстаном, была проведена демаркация границы с Кыргызской Республикой, возобновился импорт электроэнергии из Таджикистана. Мы также приветствуем намерения правительства в части реформирования налоговой и таможенной политики, развития банковского сектора и финансовых рынков, укрепления судебной системы. Но при этом важно не сбавлять темпы, так как население в ближайшее время должно увидеть позитивные результаты осуществляемых реформ. Экономические реформы должны идти рука об руку с политическими, а также с усилением роли гражданского общества, как определено в плане действий Президента.
– Говоря о сотрудничестве между Узбекистаном и ЕБРР, многие отмечают, что за последние два года в отношениях сторон открылась новая страница. Каково Ваше мнение на этот счет?
– Мы очень рады возобновлению активной деятельности в Узбекистане после открытия нашего офиса в Ташкенте в 2017 году. Это стало мощной поддержкой реформ. Мы уже подписали документы о запуске более 15 проектов в банковском секторе, агробизнесе, производстве, секторе муниципальной инфраструктуры и энергетики на общую сумму более 450 миллионов евро. У нас также есть значительное количество проектов на этапе подготовки.
В сентябре текущего года мы утвердили стратегию деятельности в стране на следующие 5 лет. Эта стратегия открывает перед ЕБРР возможности для поддержки развития частного сектора и увеличения участия частного сектора в экономике, внедрения «зеленых» решений в секторах энергетики, инфраструктуры и ресурсов, а также обеспечения лучших связей внутри и за пределами страны путем развития транспорта, торговли и туризма.
ЕБРР является стратегическим партнером Узбекистана и не только обеспечивает крайне необходимое финансирование, но и привносит лучшие международные стандарты ведения бизнеса и практику корпоративного управления. Мы уже можем говорить о первых ощутимых результатах нашего сотрудничества. Если более подробно, наши подписанные кредитные соглашения включают в себя кредитные линии для Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, а также АКИБ «Ипотека-банк», АКБ «Хамкорбанк», ЧАКБ «Давр банк» и АИКБ «Ипак йули» для кредитования малых и средних предприятий (МСП), а также долгосрочные кредиты для сельскохозяйственной компании ООО СП «Агромир Джус», поставщика медицинской продукции ООО «Mutabar Medical Standart» и молочной компании ООО «IMKON PLUS».
Также в апреле 2018 года мы запустили нашу Программу содействия развитию торговли, целью которой является содействие торговле среди стран, в которые инвестирует ЕБРР. В рамках этой программы ЕБРР предоставляет гарантии международным подтверждающим банкам и краткосрочные кредиты отдельным банкам и факторинговым компаниям для дальнейшего кредитования местных экспортеров, импортеров и дистрибьюторов. Уже подписаны проекты торгового финансирования с Национальным банком внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, АКИБ «Ипотека-банк» и АКБ «Хамкорбанк». ЕБРР также предоставляет средства на разработку и внедрение устойчивых решений в секторах муниципальной и энергетической инфраструктуры в Узбекистане. Мы недавно подписали шесть инфраструктурных проектов общей стоимостью 333 миллиона евро, которые помогут улучшить водоснабжение и централизованное теплоснабжение в Ташкенте, в Хорезмской и Наманганской областях, электроснабжение в Навоийской области. Речь идет о проектах по водоснабжению и водоотведению в Ташкенте, Наманганской и Хорезмской областях, централизованному теплоснабжению в Ташкенте, совершенствовании подстанции «Мурунтау».
Кроме того, ЕБРР работает над рекультивацией старых уранодобывающих объектов в Чаркесаре и Янгиабаде.
– Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства – важный фактор роста экономики. Как отражается этот принцип в сотрудничестве Узбекистана и ЕБРР?
– ММСП (микро-, малые и средние предприятия) особенно важны для Узбекистана, так как они создают около 60 процентов ВВП и дают работу почти 80 процентам работоспособного населения страны. Учитывая это, мы рады сообщить, что все подписанные с местными банками проекты, по которым уже идет выборка средств, направлены на поддержку ММСП. Также рассматриваются подобные проекты с другими местными коммерческими банками. Позвольте мне более подробно рассказать об уже подписанных проектах:
• Пакет финансирования объемом 100 миллионов долларов для Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, который включает в себя кредитную линию объемом 70 миллионов долларов на поддержку микро-, малых и средних предприятий по всей территории Узбекистана, а также лимит до 30 миллионов долларов в рамках Программы содействия развитию торговли.
Пакет финансирования объемом 25 миллионов долларов для АКИБ «Ипотека-банк», который включает в себя кредит 20 миллионов долларов на поддержку микро-, малых и средних предприятий по всему Узбекистану и лимит до 5 миллионов долларов в рамках Программы содействия развитию торговли.
• Пакет финансирования объемом до 30 миллионов долларов для АКБ «Хамкорбанк» — самого крупного частного коммерческого банка в стране. Кредит в сумме 15 миллионов долларов поможет облегчить доступ МСП к финансированию, а лимит до 10 миллионов долларов будет способствовать развитию торговых операций в Узбекистане и регионе.
• Синтетический кредит для ЧАКБ «Давр банк» в местной валюте в сумме, эквивалентной пяти миллионам долларов. Это первый кредит ЕБРР для данного банка в местной валюте, целью которого является расширение доступа местных ММСП к финансированию.
Первый организованный ЕБРР синдицированный кредит до 20 миллионов долларов в финансовом секторе Узбекистана для АИКБ «Ипак йули» – одного из самых крупных частных коммерческих банков в стране. Данное финансирование состоит из кредита A в сумме 10 миллионов долларов из средств ЕБРР и кредита Б в сумме 10 миллионов долларов, который будет синдицирован с Голландским банком развития (FMO). Кредит будет доступен в долларах США или синтетически в узбекских сумах.
В ноябре 2017 года ЕБРР также начал реализацию своей Программы консультаций для малого бизнеса в Фергане, Навои, Ташкенте и Каракалпакстане. В 2018 году ЕБРР и ЕС запустили Региональную программу поддержки малого бизнеса (РППМБ) и Программу развития финансовых учреждений (ПРФУ) для Узбекистана. Целью программы РППМБ, которая финансируется ЕС и реализуется под руководством ЕБРР, является передача ноу-хау в сфере финансирования ММСП. РППМБ станет платформой для обмена знаниями между финансовыми учреждениями, которые участвуют в финансировании ММСП в Узбекистане. Она также поможет местным финансовым организациям-посредникам получить систематический онлайн-доступ к деятельности ЕБРР в данной сфере. Предусматривается, что со временем эта цифровая платформа трансформируется в систему онлайн-обучения, которая будет доступна для финансовых учреждений в Центральной Азии на более широкой основе. Помимо этого, для финансовых учреждений из Узбекистана будет проводиться регулярное обучение по ряду тем, актуальных для финансовых учреждений, которые оказывают услуги ММСП.
ПРФУ осуществит инвестиционные проекты ЕБРР с 10 партнерскими финансовыми учреждениями (ПФУ) в стране. Консультанты ЕБРР помогут ПФУ в реализации целевых программ кредитования ММСП, укреплении систем управления рисками и стратегического планирования.
ЕБРР также планирует запустить программу «Женщины в бизнесе», которая уже очень успешно реализуется в соседних странах.
– Каковыми будут условия выделения кредитов и грантов деловым людям в перспективе? Расскажите, пожалуйста, о создаваемых для Узбекистана условиях в этом направлении.
– ЕБРР является катализатором доступа к финансированию, в первую очередь для частных крупных компаний и МСП, но также поддерживает предприятия государственного сектора, в том числе в сегментах муниципальной и энергетической инфраструктуры. Наши кредиты предоставляются на коммерческих условиях с учетом индивидуальных рисков каждого проекта, в котором мы участвуем. Кроме того, мы стараемся не конкурировать с коммерческими банками, которые также кредитуют экономику, а лишь дополнять их функцию. Банк инвестирует только в те проекты, в которых он может принести дополнительную пользу, и в которые не удалось бы привлечь финансирование из других источников на сравнимых условиях. Мы обычно даем кредиты на более значительные суммы и с более длительными сроками погашения. Наше финансирование также является гибким в плане выбора валюты – мы кредитуем как в основных иностранных валютах, так и в местной валюте. Мы инвестируем в проекты, которые предусматривают капитальные инвестиции в расширение и модернизацию, мероприятия по повышению ресурсоэффективности и оборотный капитал, а также проекты ГЧП.
Кроме того, наши кредиты сопровождаются грантами технической помощи, целью которой обычно является передача технического опыта и знаний при разработке или реализации инвестиционного проекта, оказание помощи органам власти или партнерам в реформировании политики или законодательства, а также развитие возможностей и ноу-хау клиентов. Мы также предоставляем гарантии в рамках нашей программы финансирования торговли и акционерный капитал компаниям с перспективами роста, которые сложно поддерживать существующим акционерам.
Мы также являемся катализатором прямых иностранных инвестиций в Узбекистане и работаем в тесном сотрудничестве с властями над привлечением иностранных стратегических инвесторов, передачи ноу-хау, наилучшей практики и передовых стандартов корпоративного управления.
Целью всего, что мы делаем, является поддержка перехода к открытой рыночной экономике и частных предпринимательских инициатив с одновременным обеспечением устойчивого и инклюзивного развития. Мы поддерживаем проекты, которые обеспечивают повышение институциональной, операционной и финансовой эффективности, улучшение корпоративного управления в компаниях-заемщиках, повышение энергоэфективности и стандартов охраны окружающей среды. Мы стараемся развивать здоровый инвестиционный климат и способствовать экологически и социально здоровому и устойчивому развитию.
– Сегодня вопрос охраны природы имеет глобальный характер. Какие практические шаги будут сделаны в рамках реализации соответствующего проекта ЕБРР в Узбекистане?
– Прежде всего следует отметить, что финансируемые ЕБРР проекты должны отвечать наивысшим экологическим и социальным стандартам. В каждом проекте, который мы готовимся финансировать, должны соблюдаться очень строгие критерии, которые у нас существуют. Это в первую очередь касается крупных инфраструктурных проектов. В таких проектах могут проводиться расширенные консультации со всеми стейкхолдерами до их утверждения Советом директоров. Также в 2015 году ЕБРР начал реализацию инициативы «Переход к «зеленой экономике» (ПЗЭ), сосредоточившись на реализации своего мандата на инвестициях, которые обеспечивают позитивный эффект для окружающей среды. Сохранение и улучшение окружающей среды является центральным элементом современной хорошо функционирующей рыночной экономики, а значит, и ключевыми целями процесса перехода, для поддержания которого был создан ЕБРР. Целью ПЗЭ, который основывается на достижениях десятилетия успешных «зеленых» инвестиций, является увеличение объема «зеленого» финансирования с в среднем 24 процентами годового объема инвестиций ЕБРР до 40 процентов к 2020 году. Мы будем использовать этот подход и в Узбекистане.
Экологически устойчивые инвестиции ЕБРР в Узбекистане помогут смягчить последствия климатических изменений и прочих форм экологической деградации или выработать стойкость к ним. Начав с акцента на проектах энергоэффективности и возобновляемой энергетики, ЕБРР уже расширил свою деятельность в таких сферах, как эффективное использование воды и материалов, а также адаптация к климатическим изменениям. В подходе ПЗЭ используется полный спектр финансовых инструментов ЕБРР, включая прямое финансирование ЕБРР и синдицирование в формах частных, несуверенных и суверенных гарантированных кредитов, прямого акционерного финансирования, фондов прямых инвестиций и программ финансирования «зеленой экономики». Наш подход базируется на бизнес-модели, опробованной во многих странах. Мы планируем делать то же самое и в Узбекистане. Наши инвестиции будут сопровождаться технической помощью и политическим диалогом. Техническая помощь может включать в себя анализ рынков, аудит ресурсопользования, обучение и повышение информированности.
– Расскажите, пожалуйста, более подробно о дальнейшей стратегии сотрудничества ЕБРР с Узбекистаном.
– В сентябре 2018 года Совет директоров ЕБРР утвердил новую стратегию деятельности в Узбекистане, в которой определены приоритеты Банка в стране на следующие пять лет. Эта стратегия отражает недавние перемены в политической и макроэкономической среде страны и направлена на укрепление открытой, интегрированной и экспортно-ориентированной экономики.
Решение об этом новом этапе деятельности Банка в стране было принято с учетом запуска правительством в конце 2016 года большой программы реформ, направленных на переход к более открытой и интегрированной рыночной экономической модели, улучшение международных отношений, укрепление верховенства права и независимости судов, а также либерализацию валютного курса. К числу наивысших приоритетов для узбекских властей также относятся сокращение присутствия государства в экономике, улучшение бизнес-среды и содействие прямым иностранным инвестициям.
В новой стратегии ЕБРР для Узбекистана учтена потребность в укреплении демократических институтов в этой стране, расширении роли гражданского общества, обеспечении большей свободы СМИ и поддержке предпринимательства среди женщин.
Операционные и стратегические приоритеты ЕБРР в Узбекистане сгруппированы в три блока. Это повышение конкурентоспособности путем усиления роли частного сектора, поддержка развития «зеленой энергетики», региональной и международной кооперации и интеграции, а также эффективного использования ресурсов.
– В Пекине прошел Центральноазиатский инвестиционный форум. Каково Ваше мнение об ожидаемых ближайших результатах данного международного мероприятия?
– Обсуждение обширных инвестиционных возможностей в Центральной Азии стало одной из основных целей Центральноазиатского инвестиционного форума (ЦАИФ), который прошел в Пекине 14 ноября. Центральная Азия – регион, в котором существует потребность и желание развивать связи с глобальной экономикой и улучшать интеграцию в нее. У этого региона есть потенциал для того, чтобы вновь стать ключевым связующим звеном между Востоком и Западом. Узбекистан, который является самой большой страной этого региона по численности населения, играет важную роль в этом интеграционном процессе. ЕБРР способен мобилизовать высококачественные инвестиции и развивать бизнес в регионе. Мы также видим важную роль для китайских инвесторов, поскольку потребность в инвестициях остается огромной.
В этом мероприятии, которое проведено ЕБРР совместно с Народным банком Китая при поддержке Торгово-промышленного банка Китая, участвовали представители иностранных и китайских компаний, а также государственные деятели стран региона. Форум включал в себя разнообразные панельные обсуждения таких тем, как финансовый сектор, инициатива «Один пояс, один путь», агробизнес, государственно-частное партнерство в инфраструктурном секторе, развитие возобновляемой энергетики и смягчение рисков. Центральная Азия является одним из наиболее быстро развивающихся регионов инвестиций ЕБРР. Помимо этого, данная конференция проводилась в то время, когда данный регион вновь становится важным мостом для торговли и инноваций между Азией и Европой благодаря таким инициативам, как «Один пояс, один путь».
ЕБРР готов поддержать прозрачные, высококачественные и конкурентоспособные инвестиции, а также неоднократно выражал свою готовность содействовать реализации данной инициативы.

 

Улугбек Шоназаров, УзА

  16.11.2018, 15:17  |    54 Просматривали раз

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.