Президент Шавкат Мирзиёев на совместной сессии палат Олий Мажлиса в 2016 году обозначил приоритетом внешней политики Узбекистана развитие сотрудничества с ближайшими соседями по Центральноазиатскому региону. Это стало важным шагом, направленным на активизацию переговорного процесса по правовому оформлению Государственной границы с сопредельными странами.
Указом Президента нашей страны от 5 апреля 2018 года утверждены приоритетные направления развития внешнеполитического и внешнеэкономического сотрудничества Республики Узбекистан с основными зарубежными партнерами на среднесрочную перспективу, в соответствии с которыми окончательное завершение процесса делимитации и демаркации Государственной границы Узбекистана заявлено одним из важнейших приоритетов внешней политики государства.
Ускорение решения вопросов правового оформления границы также включено в План мероприятий по реализации Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан.
Как известно, находясь в центре региона Узбекистан имеет общую границу со всеми странами Центральной Азии, ее протяженность составляет более 7000 км, в том числе с Казахстаном — 2356,31 км, Кыргызстаном – 1476,12 км, Таджикистаном – 1296,9 км, Туркменистаном – 1831,49 км и Афганистаном – 143 км.
Наряду с активизацией сотрудничества Узбекистана с зарубежными государствами в других важных сферах, переговорный процесс по вопросам делимитации и демаркации границ со странами Центральной Азии приобрел непрерывный характер. С августа 2016 г. по август 2018 года проведено 65 встреч правительственной делегации Узбекистана с правительственными делегациями соседних стран, в том числе Казахстана — 18, Кыргызстана – 28, Таджикистана – 9, Туркменистана – 9 и Афганистана – 1.
Основными результатами работы в сфере делимитации и демаркации границы, решения приграничных проблем стало подписание в ходе государственных визитов Президента нашей страны Шавката Мирзиёева в Кыргызскую Республику 5 сентября 2017 года и в Республику Таджикистан 9 марта 2018 года Договора об узбекско-кыргызской государственной границе на ее согласованную часть и Договора об отдельных участках узбекско-таджикской государственной границы.
После долгих бесплодных споров, наконец, благодаря открытой и прагматичной политике Президента Узбекистана было достигнуто понимание по вопросу о районе точки стыка государственных границ между Узбекистаном, Казахстаном и Туркменистаном. Соответствующий договор был подписан в ноябре 2017 года в Самарканде в рамках Международной конференции высокого уровня по Центральной Азии.
С Казахстаном делимитация государственной границы уже завершена, ведутся переговоры по подготовке необходимых документов к Договору о демаркации Государственной границы.
С Туркменистаном Договор о государственной границе был подписан в сентябре 2000 года в Ашхабаде, в нем 10 участков были выведены за скобки для продолжения работы по ним. В соответствии с договоренностью, достигнутой на высшем уровне в марте 2017 года в Ашхабаде в ходе государственного визита Президента нашей страны Шавката Мирзиёева в Туркменистан, после многолетнего перерыва были возобновлены переговоры рабочих групп по вопросам границы.
С Афганистаном в феврале 2018 года проведена встреча, в ходе которой были рассмотрены вопросы укрепления пограничной полосы по берегам реки Амударьи.
Урегулирование вопросов границ Узбекистана с соседними государствами вызвало весьма позитивную реакцию и высокую оценку не только в самих странах региона и СНГ, но и во всем мире. Симптоматичными относительно этого являются мнения зарубежных экспертов.
Британский политолог Сайпир Фурстенберг отметил: «За свой относительно небольшой срок у кормила власти Шавкат Мирзиёев продемонстрировал, что умеет не только говорить, но и делать. Начнем с того, что его поездка в Нью-Йорк стала первым визитом узбекского лидера в ООН за последние 15 лет. Шавкат Мирзиёев таким образом положил конец многолетней самоизоляции Узбекистана. Кроме того, многие изложенные Шавкатом Мирзиёевым идеи относительно будущего страны стали претворяться в жизнь. Например, результатом его стремления возобновить партнерские отношения с другими странами Центральной Азии стало, в частности, заключение договора о делимитации границы с Кыргызстаном. Данная проблема давно служила препятствием для налаживания двусторонних отношений».
Эллис Уэллс, заместитель помощника Государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии, заявила: «Сегодня одной из важнейших новостей является то, что выдвигаемые Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым инициативы служат дальнейшему развитию регионального сотрудничества. В результате у государств Центральной Азии появляется больше шансов для полной реализации своего потенциала. Шавкат Мирзиёев открывает государство внешнему миру, протягивает соседям руку дружбы, принимает меры по решению вопросов, касающихся границ».
Андрей Грозин, заведующий отдела Центральной Азии Института стран СНГ, сказал следующее: «Появление Шавката Мирзиёева на политической арене Центральной Азии положительно сказалось на отношениях стран — соседей. В Центральной Азии трансформируется система межгосударственных отношений после того, как в Узбекистане поменялось руководство. За прошедший год Ташкент продемонстрировал высокую активность на самых разных направлениях. Недавний визит Шавката Мирзиёева в Бишкек и подписанное соглашение о частичной делимитации и демаркации границ является отличным примером тому».
Джеймс Дурсо, американский колумнист издания и управляющий директор консалтинговой компании Corsair LLC, отметил: «Узбекистан подписал соглашение с Кыргызстаном о делимитации границы. Ташкент даже согласился помочь в строительстве ГЭС на реке Нарын. Важными результатами недавнего визита Шавката Мирзиёева в Бишкек стали возобновление работы контрольно-пропускных пунктов в Ферганской долине и облегчение передвижения населения между двумя странами».
Подобных комментариев зарубежных политологов и экспертов очень много. Их общее мнение сводится к тому, что открытая политика добрососедства и дружбы, проводимая Президентом Шавкатом Мирзиёевым, показывает, что лидер Узбекистана умеет идти на компромисс и находить решения по самым сложным вопросам, которые копились годами и мешали развитию нормальных отношений с соседними государствами.
Действительно, договора о границе, подписанные с Кыргызстаном и Таджикистаном, открыли нашей стране большие возможности для развития цивилизованного экономического сотрудничества, приграничной торговли, роста товарооборота и, самое главное, создали благоприятные условия для передвижения граждан, проживающих в приграничных районах.
Благодаря достижению договоренностей с Кыргызстаном о снятии ограничений на пограничных пунктах и с Таджикистаном о полноформатном функционировании погранпостов, количество граждан, ежедневно пересекающих узбекско-кыргызскую границу, достигает 30 тысяч человек, а узбекско-таджикскую границу – 20 тысяч человек.
Во время служебных командировок в соседние государства мы становимся свидетелями того, что официальные лица и рядовые граждане этих стран высказывают искреннюю благодарность Президенту Узбекистана Шавкату Мирзиёеву за открытую и доброжелательную политику в отношении соседей. Особую признательность лидеру нашей страны выражает население приграничных районов Кыргызстана и Таджикистана, где многие люди имеют тесные родственные связи с узбекскими семьями, проживающими в населенных пунктах приграничной зоны.
Чтобы глубже понять важность и необходимость урегулирования вопросов делимитации и демаркации границы нашей страны с соседями, надо обратиться к истории их решения.
Переговорный процесс по делимитации и демаркации государственных границ Узбекистана со странами Центральной Азии начался в 2000 года в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 3 ноября 1999 года №487-115 «О мерах по установлению и обустройству Государственной границы Республики Узбекистан». Этот процесс продолжался вплоть до подписания с Туркменистаном вышеупомянутого Договора о границе в сентябре 2000 года в Ашхабаде. 5 октября 2002 года в Душанбе подписан Договор об узбекско-таджикской границе на ее согласованную часть.
Как известно, переговоры по окончательному урегулированию вопроса границ с соседними странами, продолжавшиеся более 15 лет безрезультатно, в конечном итоге зашли в тупик.
Многолетние споры, порою даже противостояние, по таким вопросам, по которым при здравом подходе можно было найти разумные решения, очень часто приводили не только к разногласиям, но и пограничным инцидентам.
К сожалению, результатом этого стало не только затягивание процесса делимитации границы, но и создание искусственных барьеров на пути развития отношений между Узбекистаном и странами региона, от которых в основном страдали обычные граждане, особенно население приграничных районов.
Сложившаяся ситуация в отношениях между Узбекистаном и соседями настоятельно требовала пересмотра всего комплекса направлений двустороннего сотрудничества и изменения подходов к решению вопросов делимитации границ, а также функционирования пограничных пунктов пропуска. В связи с этим по поручению Президента Узбекистана было принято решение проводить переговоры с соседними странами по вопросам делимитации и демаркации границ на основе трех главных принципов. Первое — строгий учет взаимных интересов; второе — глубоко продуманный разумный компромисс; третье — эквивалентный обмен земельными участками. Все стороны согласились с тем, что без соблюдения этих принципов невозможно урегулировать вопросы границ ни с одной страной региона, так как всем странам Центральной Азии досталось очень запутанное наследие от прежней системы по данной проблеме.
По результатам переговоров и после проведения совместных полевых обследований, а также изучения архивных документов и картографических материалов были выявлены те проблемы, которые усложняли описание линии государственных границ с соседними странами.
Первая и основная проблема – это отсутствие легитимной, то есть прошедшей всю процедуру утверждения правовой базы для делимитации государственных границ практически со всеми странами Центральной Азии.
Вторая проблема – это противоречия между документами, принятыми в 1924-1927 годах — в годы размежевания Среднеазиатских республик, и документами, принятыми в 1930-е годы и позже.
Третья проблема – это несоответствие линий границ, указанных на картах, с фактическим использованием земель, ирригационных сетей, расположением многих инфраструктурных объектов, домовладений и кладбищ.
Иногда в СМИ распространяется не совсем точная информация по вопросам обмена земель, определению линии границы на отдельных участках и по анклавам. В этой связи, во избежание неправильных интерпретаций, было бы целесообразным воздержаться от преждевременных заключений по этим вопросам до окончательного завершения всех процедур правового оформления границ.
Правовое оформление границы состоит из двух этапов, которые проводятся путем переговоров специальных комиссий сторон. Первый этап – эта делимитация, то есть определение границы на картах. Второй этап – эта демаркация, то есть проведение физических работ, связанных с установкой столбов и выполнением других строительных работ.
Протоколы, подписываемые по итогам переговоров рабочих групп, будут иметь юридическую силу только после утверждения их правительствами сторон с последующим подписанием Договора о границе на уровне глав государств, его ратификации и обмена ратификационными грамотами. Это очень тяжелый и долгий процесс.
Вместе с тем уже есть все основания утверждать, что, благодаря политической воле и постоянной поддержке Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, за короткий период комиссиям удалось найти взаимоприемлемые решения по самым сложным и запутанным участкам линии границ нашей страны с соседями.
Несомненно, подписание Договора об узбекско-кыргызской границе и Договора об отдельных участках узбекско-таджикской границы, а также Договора о районе точки стыка между Узбекистаном, Казахстаном и Туркменистаном стало важным историческим событием в политической жизни Узбекистана.
Интенсивная работа по окончательному завершению правового оформления государственных границ Узбекистана со странами региона продолжается.
Граждане Узбекистана убеждены, что граница между братскими народами Центральной Азии станет границей мира, дружбы и сотрудничества.
Илхом Неъматов, 
кандидат экономических наук,
Посол по особым поручениям 
Министерства иностранных дел 
Республики Узбекистан

 

УзА