О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей

Указ Президента Республики Узбекистан
В стране сформирована налоговая система, обеспечивающая последовательное снижение налогового бремени и формирование благоприятного климата для развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций.

Вместе с тем имеются определенные проблемы в сфере налогового администрирования, в том числе сбора налогов и других обязательных платежей, расширения налогооблагаемой базы и повышения правовой культуры налогоплательщиков, что негативно сказывается на обеспечении устойчивых источников финансирования программ социально-экономического развития страны, в числе которых:

во-первых, состояние внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность налоговых органов не обеспечивает прозрачность налогового администрирования, эффективность контроля и взаимодействия с заинтересованными министерствами и ведомствами в вопросах налогообложения, а также доступ к государственным услугам.

Не организована активная работа по повышению заинтересованности налогоплательщиков, прежде всего субъектов предпринимательства, в использовании «персонального кабинета налогоплательщика», призванного обеспечить бесконтактное обслуживание налогоплательщиков;

во-вторых, организационно-штатная структура налоговых органов не позволяет мобилизовать имеющиеся ресурсы для обеспечения полного охвата объектов налогообложения и расширения налогооблагаемой базы, а также своевременного сбора налогов и других обязательных платежей;

в-третьих, требует совершенствования деятельность по анализу состояния и тенденций развития налоговых правоотношений, выработке среднесрочных и перспективных направлений налоговой политики, исследованию актуальных проблем налогообложения, а также осуществлению достоверного прогнозирования налоговых поступлений в бюджет;

в-четвертых, несовершенство механизмов организации налогового контроля, в том числе определения объектов налоговых проверок без необходимого анализа, снижают эффективность выявления и ранней профилактики налоговых правонарушений;

в-пятых, не используются на должном уровне возможности института досудебного урегулирования налоговых споров – налоговой апелляции, что приводит к увеличению числа обращений налогоплательщиков в судебные органы;

в-шестых, сложная система налогообложения и недостаточная унификация налогов со схожей налогооблагаемой базой, нестабильность налогового законодательства не способствуют полному выполнению налогоплательщиками своих налоговых обязательств;

в-седьмых, отсутствие механизмов внешнего контроля за деятельностью налоговых органов по обеспечению полноты поступлений в Государственный бюджет не способствует расширению налогооблагаемой базы, повышению собираемости налогов и учету налогоплательщиков;

в-восьмых, требует совершенствования работа, особенно на местах, по повышению правовой культуры налогоплательщиков, направленная на обеспечение добровольного исполнения ими своего конституционного долга по уплате налогов;

в-девятых, отсутствие должной эффективности налогового контроля за деятельностью рынков и торговых комплексов не обеспечивает полную мобилизацию имеющихся резервов для пополнения местных бюджетов, а также гарантированную возвратность наличных денежных средств;

в-десятых, требуют совершенствования механизмы материального стимулирования работников органов государственной налоговой службы с целью улучшения показателей собираемости налогов и других обязательных платежей, профилактики коррупционных проявлений, а также привлечения добросовестных и высококвалифицированных кадров на службу в налоговые органы.

Во исполнение задач Стратегии действий по приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах, предусматривающих последовательное упрощение системы налогообложения, снижение налогового бремени посредством расширения налогооблагаемой базы, а также в целях внедрения современных методов налогового администрирования, повышения собираемости налогов и других обязательных платежей:

1. Считать важнейшими направлениями реформирования системы органов государственной налоговой службы Республики Узбекистан:

первое – широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и передовых автоматизированных методов анализа в процесс налогового администрирования, полный переход на бесконтактное электронное обслуживание налогоплательщиков, прежде всего субъектов предпринимательства;

второе – обеспечение своевременного и достоверного учета объектов налогообложения и налогооблагаемой базы, усиление ответственности должностных лиц уполномоченных органов и организаций за своевременное предоставление достоверной информации, связанной с вопросами налогообложения;

третье – оказание всемерного содействия налогоплательщикам в выполнении налоговых обязательств, выработку действенных механизмов профилактики налоговых правонарушений и повышения правовой культуры налогоплательщиков, внедрение современных методов осуществления налогового контроля;

четвертое – реализацию эффективных мер по обеспечению полного охвата объектов налогообложения и расширению налогооблагаемой базы посредством системного анализа динамики макроэкономических показателей и налогового потенциала регионов;

пятое – расширение налогооблагаемой базы путем оказания всестороннего содействия в восстановлении деятельности нефункционирующих предприятий, оздоровления финансового состояния низкорентабельных и убыточных предприятий, укрепления механизмов взаиморасчетов, недопущения роста налоговой задолженности;

шестое – дальнейшее расширение взаимодействия с финансовыми органами, заинтересованными министерствами и ведомствами, а также органами государственной власти на местах в вопросах налогообложения, в том числе посредством выявления дополнительных резервов увеличения доходов республиканского и местных бюджетов;

седьмое – осуществление системной работы по подбору и расстановке кадров, укомплектованию налоговых органов квалифицированными работниками, обладающими высокими морально-нравственными качествами, а также обеспечение профилактики правонарушений среди работников и создания для них достойных условий несения службы.

2. Установить, что с 1 января 2018 года:

вводится современная форма налогового контроля – налоговый мониторинг, предусматривающий расширенный информационный обмен между налоговыми органами и добросовестными налогоплательщиками с предоставлением им всестороннего содействия в решении текущих вопросов налогообложения;

функции по налоговому администрированию крупных налогоплательщиков осуществляются государственными налоговыми управлениями Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента;

добросовестным налогоплательщикам – хозяйствующим субъектам, столкнувшимся с временными финансовыми затруднениями, могут предоставляться налоговые каникулы в порядке, устанавливаемом законодательством;

вводится судебный порядок взыскания суммы налогов и других обязательных платежей, выявленной по результатам камерального контроля, в случае непредставления налогоплательщиком обоснований по расхождению;

возврат либо зачет излишне уплаченных налогов и других обязательных платежей осуществляется в течение 15 рабочих дней с даты обращения налогоплательщика в уполномоченные органы;

органам государственной налоговой службы предоставляются полномочия по временному приостановлению на срок до 5 банковских дней операций по счетам хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг) без оформления приходных документов;

внедряется система автоматизированного контроля за поступлением наличной выручки посредством применения контрольно-кассовых машин, обеспечивающих передачу налоговым органам данных о расчетах в режиме онлайн, в городах Ташкент, Нукус и областных центрах с поэтапным вводом данной системы в остальных регионах республики;

вводится специализированная автоматизированная система по анализу рисков совершения налоговых правонарушений для эффективного отбора объектов налоговых проверок, а также осуществлению постоянного учета и контроля налоговыми органами фактического объема производства высоколиквидной продукции;

органы государственной налоговой службы осуществляют системный мониторинг за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов, по результатам уточняют налогооблагаемую базу.

3. Создать в структуре Счетной палаты Республики Узбекистан Инспекцию по контролю за полнотой поступлений в Государственный бюджет Республики Узбекистан с предельной штатной численностью 41 единица за счет сокращения штатной численности органов государственной налоговой службы, возложив на нее следующие основные задачи:

выявление и обеспечение мобилизации резервов увеличения доходов бюджета на основе анализа и оценки системы налогообложения, налогового и таможенного администрирования;

системный анализ уровня собираемости налоговых и таможенных платежей в разрезе видов налогов и регионов, выявление причинно-следственных факторов, повлиявших на его снижение в отраслевом и территориальном разрезе;

оценка объективности и обоснованности прогноза показателей доходов Государственного бюджета с учетом особенностей и налогового потенциала регионов;

строгий контроль за полнотой охвата объектов налогообложения и налогооблагаемой базы, формирование адресных направлений и программ контроля, в том числе на основе анализа и мониторинга данных информационных систем налоговых и других финансовых органов;

оценка достоверности баз данных государственных органов и организаций, используемых для исчисления налогов и других обязательных платежей;

принятие мер по повышению ответственности и всестороннему содействию финансовым и налоговым органам в качественном формировании и выполнении прогноза доходов, расширении налогооблагаемой базы, обеспечении полноты собираемости налогов и учета налогоплательщиков.

4. Утвердить Программу мероприятий по повышению эффективности деятельности органов государственной налоговой службы и налогового администрирования (далее – Программа) согласно приложению № 1.

Установить, что указанные в Программе руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за своевременную и эффективную реализацию предусмотренных в ней мероприятий.

5. Образовать в структуре Государственного налогового комитета Республики Узбекистан:

Главное управление профилактики правонарушений в сфере розничной торговли и оказания услуг – на базе Главного управления по контролю за деятельностью рынков и торговых комплексов и Специального управления по контролю за недопущением обращения наличной иностранной валюты в розничной торговле и сфере услуг, организации краткосрочных проверок;

Главное управление информационно-коммуникационных технологий – на базе Технического управления Главного информационно-аналитического управления.

6. Преобразовать в структуре Государственного налогового комитета Республики Узбекистан:

Главное информационно-аналитическое управление в Главное управление анализа и прогнозирования;

Управление методологии налогообложения в Управление методологии и модернизации налоговых органов;

Информационную службу в Отдел по связям с общественностью и правовой информации;

Юридический отдел в Юридическое управление с образованием в его составе отдела досудебного урегулирования налоговых споров и соответствующих отделений (секторов) в государственных налоговых управлениях Республики Каракалпакстан, областей и г.Ташкента.

7. Ввести должность заместителя председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан – начальника Главного управления информационно-коммуникационных технологий, ответственного за внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность налоговых органов.

8. Установить, что образование новых и преобразование действующих структурных подразделений Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, а также введение новой должности заместителя председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, предусмотренные в пунктах 5-7 настоящего Указа, осуществляются в пределах установленной штатной численности основного персонала органов государственной налоговой службы.

9. Образовать Рабочую комиссию по дальнейшему совершенствованию налогового законодательства и налогового администрирования в составе согласно приложению № 2.

Рабочей комиссии (Ж.Кучкаров) в сроки, установленные Программой, внести в Кабинет Министров проекты нормативно-правовых актов, предусматривающие:

кардинальное совершенствование порядка и методологии организации налогового администрирования и контроля;

дальнейшее снижение налогового бремени хозяйствующих субъектов и физических лиц;

определение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к категории «крупных налогоплательщиков»;

объединение налогов и других обязательных платежей, имеющих одинаковые объекты налогообложения;

внедрение дополнительного критерия (предельный размер оборота) для применения упрощенного порядка налогообложения, при превышении которого предприятию устанавливаются дополнительные налоговые обязательства с сохранением статуса субъекта малого предпринимательства;

оптимизацию ставок фиксированного налога для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в труднодоступных и горных районах, а также реализующих сельскохозяйственную продукцию на дехканских рынках;

дифференцированные ставки сбора за право розничной торговли алкогольной продукцией и изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней по регионам;

внедрение мер поощрения добросовестных налогоплательщиков, в том числе легализующих рабочие места и фонд оплаты труда;

внедрение механизмов осуществления налогового контроля в сфере торговли и оказания услуг в сети Интернет;

совершенствование механизмов материального стимулирования работников органов государственной налоговой службы;

дальнейшее совершенствование деятельности Налоговой академии Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.

10. Государственному налоговому комитету совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 января 2018 года:

обеспечить налогоплательщикам электронный доступ ко всем государственным услугам органов государственной налоговой службы, в том числе через Единый портал интерактивных государственных услуг;

критически пересмотреть содержание информации, предоставляемой в Единую интегрированную информационную ресурсную базу налоговых органов, в целях расширения налогооблагаемой базы и совершенствования налогового контроля;

обеспечить интеграцию в Единую интегрированную информационную ресурсную базу налоговых органов всех заинтересованных министерств и ведомств, в том числе органов Госкомземгеодезкадастра, статистики, юстиции, прокуратуры, судов, предприятий АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз»;

реализовать комплекс мероприятий по полному обеспечению субъектов предпринимательства электронной цифровой подписью.

11. Счетной палате совместно с Государственным налоговым комитетом и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в трехмесячный срок провести аудит достоверности баз данных государственных органов, используемых для исчисления налогов и других обязательных платежей.

12. Распространить с 1 января 2018 года на работников органов государственной налоговой службы действие постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 октября 2012 года № 312.

13. Освободить до 1 января 2021 года от уплаты таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) оборудование, программные и материально-технические средства, не производимые в Республике Узбекистан и ввозимые для реализации Программы, по перечням, утверждаемым в установленном порядке.

14. Государственному налоговому комитету, Счетной палате Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами внести:

в двухнедельный срок проекты решений Президента Республики Узбекистан, предусматривающие организационные меры по дальнейшему совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы и Счетной палаты Республики Узбекистан;

в месячный срок предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

15. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и государственных советников Президента Республики Узбекистан Голышева В.А. и Муродова О.Б.

Президент Республики Узбекистан                          Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 18 июля 2017 года

* * * 

 

КОММЕНТАРИЙ

 

к Указу Президента Республики Узбекистан 

«О мерах по коренному совершенствованию 

налогового администрирования, повышению собираемости 

налогов и других обязательных платежей»
Одним из важнейших условий ускоренного развития экономики, формирования благоприятного климата для предпринимательской деятельности, улучшения инвестиционной среды, расширения производства и сферы услуг является отвечающая современным требованиям налоговая система.

Особое место в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах занимает вопрос последовательного упрощения налогового администрирования и снижения налогового бремени посредством расширения налогооблагаемой базы.

За прошедшее время приняты необходимые меры по сокращению проверок субъектов предпринимательства и устранению необоснованного вмешательства в их деятельность. Отменены внеплановые и встречные проверки деятельности субъектов предпринимательства, упрощены формы и периодичность сдачи отчетности.

Вместе с тем отмечаются определенные проблемы в осуществлении налогового администрирования, в связи с чем Указом определены следующие важнейшие направления реформирования системы органов государственной налоговой службы:

широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и передовых автоматизированных методов анализа в процесс налогового администрирования, полный переход на бесконтактное электронное обслуживание налогоплательщиков, прежде всего субъектов предпринимательства;

обеспечение своевременного и достоверного учета объектов налогообложения и налогооблагаемой базы, усиление ответственности должностных лиц уполномоченных органов и организаций за своевременное предоставление достоверной информации, связанной с вопросами налогообложения;

оказание всемерного содействия налогоплательщикам в выполнении налоговых обязательств, выработка действенных механизмов профилактики налоговых правонарушений и повышения правовой культуры налогоплательщиков, внедрение современных методов осуществления налогового контроля;

реализация эффективных мер по обеспечению полного охвата объектов налогообложения и расширению налогооблагаемой базы посредством системного анализа динамики макроэкономических показателей и налогового потенциала регионов;

расширение налогооблагаемой базы путем оказания всестороннего содействия в восстановлении деятельности нефункционирующих предприятий, оздоровления финансового состояния низкорентабельных и убыточных предприятий, укрепления механизмов взаиморасчетов, недопущения роста налоговой задолженности;

дальнейшее расширение взаимодействия с финансовыми органами, заинтересованными министерствами и ведомствами, а также органами государственной власти на местах в вопросах налогообложения, в том числе посредством выявления дополнительных резервов увеличения доходов республиканского и местных бюджетов;

осуществление системной работы по подбору и расстановке кадров, укомплектованию налоговых органов квалифицированными работниками, обладающими высокими морально-нравственными качествами, а также обеспечение профилактики правонарушений среди работников и создания для них достойных условий несения службы.

Указом вводится современная форма налогового контроля – налоговый мониторинг, предусматривающий расширенный информационный обмен между налоговыми органами и добросовестными налогоплательщиками с предоставлением им всестороннего содействия в решении текущих вопросов налогообложения.

С учетом передового зарубежного опыта и в целях эффективного и своевременного обслуживания крупных хозяйствующих субъектов функции по их налоговому администрированию возлагаются на государственные налоговые управления Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента.

Предусматривается новая форма государственной поддержки в виде предоставления налоговых каникул добросовестным налогоплательщикам – хозяйствующим субъектам, столкнувшимся с временными финансовыми затруднениями, а также сокращается в два раза срок возврата либо зачета излишне уплаченных налогов и других обязательных платежей налогоплательщиком.

В целях повышения эффективности бесконтактных форм налогового контроля вводится судебный порядок взыскания суммы налогов и других обязательных платежей, выявленной по результатам камерального контроля, в случае непредставления налогоплательщиком обоснований по расхождению.

Кроме того, в целях обеспечения «здоровой конкуренции» между хозяйствующими субъектами и предотвращения ведения «теневого бизнеса»:

органам государственной налоговой службы предоставляются полномочия по временному приостановлению на срок до 5 банковских дней операций по счетам хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг) без оформления приходных документов;

внедряется система автоматизированного контроля за поступлением наличной выручки посредством применения контрольно-кассовых машин, обеспечивающих передачу налоговым органам данных о расчетах в режиме онлайн.

Наряду с этим на органы государственной налоговой службы возлагаются задачи по осуществлению системного мониторинга за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов для легализации реальных рабочих мест.

Указом в структуре Счетной палаты Республики Узбекистан создана Инспекция по контролю за полнотой поступлений в Государственный бюджет Республики Узбекистан, деятельность которой будет направлена на выявление и обеспечение мобилизации резервов увеличения доходов бюджета, системный анализ уровня собираемости налоговых и таможенных платежей, оценку объективности и обоснованности прогноза показателей доходов Государственного бюджета, осуществление контроля за полнотой охвата объектов налогообложения и налогооблагаемой базы.

Вводится должность заместителя председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, ответственного за координацию внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность налоговых органов и расширения практики предоставления интерактивных государственных услуг налогоплательщикам.

Кроме того, Указом утверждена Программа мероприятий по повышению эффективности деятельности органов государственной налоговой службы и налогового администрирования, состоящая из 37 пунктов.

В целях обеспечения эффективной и своевременной реализации предусмотренных мероприятий образована Рабочая комиссия по дальнейшему совершенствованию налогового законодательства и налогового администрирования. На данную комиссию возложена задача по разработке проектов нормативно-правовых актов, предусматривающих в том числе:

кардинальное совершенствование порядка и методологии организации налогового администрирования и контроля;

дальнейшее снижение налогового бремени, объединение налогов и других обязательных платежей, имеющих одинаковые объекты налогообложения;

внедрение дополнительного критерия (предельный размер оборота) для применения упрощенного порядка налогообложения, при превышении которого предприятию устанавливаются дополнительные налоговые обязательства с сохранением статуса субъекта малого предпринимательства;

оптимизацию ставок фиксированного налога для отдельных индивидуальных предпринимателей;

внедрение мер поощрения добросовестных налогоплательщиков, в том числе легализующих рабочие места и фонд оплаты труда.

В соответствии с Указом к 1 января 2018 года будет реализован комплекс мероприятий по полному обеспечению субъектов предпринимательства электронной цифровой подписью, а также доступом налогоплательщиков ко всем государственным услугам, предоставляемым налоговыми органами.

Реализация положений Указа послужит коренному совершенствованию налогового администрирования, обеспечит его прозрачность, что, несомненно, отразится на устойчивом развитии экономики страны.

  19.07.2017, 09:56  |    500 Просматривали раз

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.